Люди

«Искусственный интеллект — это полноценное технологическое направление бизнеса „Газпром нефти“»

Искусственный интеллект (ИИ) помогает нам в интернете, банковских приложениях, дизайнерских программах, а нефтяникам он помогает находить и добывать углеводороды. Работа компьютерного разума в нефтяной отрасли не так очевидна, как в быту, однако именно он ускоряет поиск новых залежей и под контролем специалистов следит за работой сотен скважин. Какие надежды нефтяники возлагают на ИИ, «Энергии+» на Дне энергетики на международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ в Москве рассказал генеральный директор «Газпром нефти» Александр Дюков.

— Как «Газпром нефть» применяет ИИ в работе и какой эффект это дает?

— «Газпром нефть» сегодня является одним из лидеров по внедрению искусственного интеллекта в промышленности. Наши примеры применения ИИ, возможно, не так наглядны и понятны массовой аудитории, как в случае с банками или интернет-компаниями. Но за счет масштаба нашей отрасли эффекты от применения ИИ у нас очень значительны и уже исчисляются миллиардами, даже десятками миллиардов рублей.

— Приведите несколько примеров применения ИИ в компании.

— ИИ задействован во многих наших бизнес-процессах по всей производственной цепочке. Поэтому примеры я могу приводить очень долго. Это, например, поиск скрытых залежей нефти, которые не замечает человек при анализе результатов сейсмики и геологии месторождений. Для создания цифровой модели месторождения сейчас геологам нужно добавить в нее лишь 2% от того объема данных, что приходилось раньше, — всю остальную работу выполняет машина.

Это также максимально эффективное моделирование нефтепромыслов, когда машина в очень короткий срок анализирует сотни вариантов обустройства месторождения и предлагает самый оптимальный. Это управление логистикой на земле и в море. Контроль за производством топлива и других наших продуктов. И многое другое.

В прошлом году, например, «Газпром нефть» запустила уникальную цифровую систему для создания рецептур моторных масел. Мы назвали ее «Алхимик». Это технологическое решение на основе искусственного интеллекта позволило сократить время от разработки до запуска нового продукта в производство с полугода до 1–2 месяцев.

— В чем значимость ИИ для компании?

— Можно сказать, что искусственный интеллект — это полноценное технологическое направление бизнеса «Газпром нефти». И если сейчас эффект от действующих проектов оценивается на уровне десятков миллиардов рублей, то эффекты от дальнейшего развития технологии значительно выше — они вырастут в 5–6 раз уже в среднесрочной перспективе.