Люди

«Сегодня химия и энергетика не могут развиваться отдельно друг от друга — настала пора вместе пойти к общей цели»

Можно собрать тонну пшеницы, очистить и смолоть ее в муку, но без горстки дрожжей и щепотки соли вы не сможете испечь ни одной булки. Подобно зерну, которому в одиночку не стать хлебом, волокно не может превратиться в одежду, а нефть — в качественное топливо без продуктов малотоннажной химии. Что это за сектор промышленности и почему без его развития у нас не будет продуктов питания, лекарств и предметов постоянного обихода? На эти вопросы «Энергии+» ответил эксперт по промышленным инновациям «Газпром нефти» Михаил Никулин.

О важности малотоннажной химии

У малотоннажной химии есть два основных признака. Первый — объемы производства. К малотоннажной химии в России относят продукцию, которой ежегодно выпускается не более 50 тысяч тонн в год. Если производят больше 150 тысяч тонн, то это крупнотоннажная химия. Все, что между, — среднетоннажная.

Второй признак определяет назначение продуктов малотоннажной химии. Как правило, оно специальное, а не общее, поэтому ее часто называют «специальной химией». Из продуктов малотоннажной химии получают соединения с ценными свойствами: медицинские изделия и лекарства, пищевые компоненты, строительные материалы и в целом все, что нас окружает. Также продукция малотоннажной химии используется в качестве функциональных добавок, небольшая доля которых (менее 1%) в составе продукции средне- и крупнотоннажной химии сильно меняет ее свойства и делает намного более ценной для потребителя. К таким добавкам относятся, например, присадки для топлива.

Зачем в бензин, авиакеросин и дизельное топливо добавляют присадки? Нефтепродукты в автомобиле в любом случае превратятся в тепло и энергию движения, но только добавки позволяют топливу сгорать в нужный момент такта двигателя. Другие присадки защищают автомобиль от коррозии и износа, увеличивая его долговечность.

Михаил Никулин, эксперт по промышленным инновациям «Газпром нефти», на Петербургском международном экономическом форуме — 2023

Помимо топливно-энергетического комплекса продуктами малотоннажной химии «питаются» сегодня многие отрасли промышленности: электроника, фармацевтика, сельское хозяйство. Им так же сильно, как пшенице минералы из воды, нужны красители, полимеры, действующие вещества лекарств, катализаторы, пищевые добавки, поверхностно-активные вещества и другие продукты. Поэтому развитие малотоннажной химии — одно из самых значимых направлений. Особенно оно важно сейчас, когда из России ушли зарубежные поставщики и стране не хватает этой продукции.

О сложностях развития малотоннажной химии

В последние 15–20 лет российские производители и инвесторы не особенно жаловали малотоннажную химию из-за небольших объемов, а значит, и ограниченной прибыли.

Есть и другая сложность — длинные производственные цепочки. В средне- и крупнотоннажной химии все устроено довольно понятно с точки зрения окупаемости: есть сырье и есть востребованный на рынке продукт, который из него получается. В малотоннажной химии из сырья чаще всего получается один из компонентов другого сырья. Рассчитать вложения и прибыль в таких случаях гораздо сложнее, потому что вместо линейной зависимости «сырье-продукт» получаются разветвленные алгоритмы и стратегии, которые мы называем «деревьями переделов». При этом части производственной цепочки обычно принадлежат разным компаниям.

В нашей компании уверены, что главная задача при развитии малотоннажной химии — наладить эти самые «деревья переделов», объединив усилия и энергию людей во всей отрасли, что мы и начали делать. Так, на Петербургском международном экономическом форуме компания подписала ряд соглашений, в том числе с Российским союзом химиков. Цель сотрудничества — объединить усилия, выработать новые меры государственной поддержки развития малотоннажной химии, понять потребности и возможности разных участников производственных цепочек, а также взять на себя производство некоторых продуктов.

О роли крупных энергетических компаний

На сегодняшний день в «Газпром нефти» мы запустили собственное производство присадок, необходимых для создания качественного и экологичного топлива. Также в своих лабораториях мы разрабатываем и выпускаем новые поверхностно-активные вещества для увеличения нефтеотдачи. Это специальные химические соединения, которые вводятся в тяжелую вязкую нефть под землей и делают ее более «подвижной», что упрощает ее подъем с большой глубины.

Сотрудник лаборатории держит в руках тестовый образец моторного масла. Присадки в нем позволяют двигателю автомобиля работать эффективнее и дольше, защищают его от коррозии и быстрого износа

Развивая проекты по малотоннажной химии, мы ориентируемся не только на нужды нефтеперерабатывающих заводов и добывающих предприятий внутри компании и за ее периметром. Углеводороды, не идущие на производство топлива, являются незаменимой основой для производства многих продуктов. Например, из нефти мы получаем вещества, которые фармацевтические компании превращают в сырье для лекарств. Кроме того, нефть может использоваться для производства полезных веществ, применяемых в агрохимической и пищевой промышленности.

После консультации с Минпромторгом мы увидели перспективы в выпуске антиоксидантов для шинных заводов, компонентов синтетических моющих средств и косметической промышленности. Сейчас эти проекты на стадии анализа. Всего в нашей компании развиваются 13 направлений малотоннажной химии.

Сегодня химия и энергетика не могут развиваться отдельно друг от друга — настала пора вместе пойти к общей цели. «Газпром нефть» постарается стать тем центром притяжения, вокруг которого будут вращаться производители важнейших продуктов и технологий в стране.