Люди

«Чтобы сохранить объемы добычи газа на прежнем уровне, нужно осваивать новые месторождения»

Эпоха легкой нефти и газа, которые добывают с глубины 1500–2500 метров, в России заканчивается. Нужно стремиться вглубь — к запасам трудных углеводородов, залегающим на глубине 3–4 километров. Каков потенциал этих запасов и когда развернется их масштабная разработка, читайте в тезисах выступления заместителя председателя правления «Новатэка» Владимира Кудрина на Тюменском нефтегазовом форуме — 2023.

О легких и трудных залежах

Исторически центром добычи нефти и газа в России является Надым-Пур-Тазовский регион в Ямало-Ненецком автономном округе. В этой части Западной Сибири расположено больше 100 крупных месторождений углеводородов. Те из них, что находятся на глубине 1500–2500 метров и из которых добывается большая часть российского природного газа, исчерпаны на 81%.

Чтобы сохранить объемы добычи газа на прежнем уровне, нужно осваивать новые месторождения, в том числе глубокие залежи. Речь о ТРИЗах — трудноизвлекаемых запасах, разведка и добыча которых осложнена геологическими особенностями породы либо свойствами самих углеводородов. Потенциал газовых ТРИЗов в Надым-Пур-Тазовском регионе оценивается в пять триллионов кубометров газа.

Продуктивность трудных пластов ниже, к ним нужно бурить сложные скважины с горизонтальными участками длиной до двух километров, а гидроразрыв пласта включает до 20 стадий. Оборудование для всех этих процессов тоже должно быть особенным — требования к нему намного выше, чем к оборудованию для добычи легких углеводородов.

Владимир Кудрин — заместитель председателя правления «Новатэка». Фото novatek.ru

О технологиях и критическом моменте

Из-за ухода российского трубопроводного газа с европейских рынков может показаться, что в стране образовался его профицит и что вопросы государственной поддержки добычи ТРИЗов можно отложить. Есть разные сценарии, касающиеся того, когда и за счет чего будет восстановлен спрос. Однако от любого из них зависит лишь одно: когда настанет критический момент для нашей промышленности, если не вовлекать ТРИЗы в разработку. Скорее всего, это будут 2030–2035-е годы.

Технологии добычи ТРИЗов нам доступны — их нужно тиражировать и осваивать. По нашим расчетам, в год можно будет добывать 70 миллиардов кубометров трудного газа. Это приблизительные значения — оценивать ТРИЗы нелегко, — и в реальности может быть намного больше. В нынешней ситуации, чтобы выйти на такой уровень добычи, понадобится минимум 7–10 лет работы.

Было бы правильно распространить на технологии добычи ТРИЗов государственную поддержку. Поэтому мы предлагаем энергетическим компаниям вместе разработать соответствующую программу и предложить ее правительству для реализации.