Эксперт Курчатовского института оценил перспективы первой в мире АЭС на тории
Первая в мире атомная электростанция с ториевым реактором, которую начали строить в Китае в пустыне Гоби, вряд ли станет революцией в ядерной энергетике. Таким мнением с «Энергией+» поделился начальник отдела стратегических исследований Курчатовского комплекса перспективной атомной энергетики НИЦ «Курчатовский институт» Станислав Субботин.
О начале строительства атомной станции сообщило китайское агентство South China Morning Post со ссылкой на Национальное управление ядерной безопасности КНР. АЭС будет работать на жидком уран-ториевом топливе — в реакторе делящимся веществом послужит уран-233, образующийся в нем же из расплавленной соли тория. Такое топливо работает при нормальном атмосферном давлении и не требует воды для охлаждения. Переходить на торий планируют постепенно: его доля в жидком топливе будет расти, пока не составит 80% к 2030 году.
У жидкосолевых ядерных реакторов на основе тория есть преимущества в сравнении с традиционными. В последних в качестве топлива выступает уран-235, запасы которого не слишком велики: в природном уране его всего 0,7%. Торий образуется в больших количествах как побочный продукт добычи редкоземельных металлов, без которых сегодня невозможно существование и развитие цифровой электроники и искусственного интеллекта. При этом его запасы в природе в 3–4 раза больше.
Однако, по словам Станислава Субботина, сейчас массовый переход на жидкосолевые ториевые реакторы невыгоден. Такие реакторы начнут окупать себя не ранее чем через сто лет после завершения строительства. К тому же по меркам физиков-ядерщиков «сравнительно небольшие» запасы урана-235 — это запасы, которых хватит минимум на десять тысяч лет. Использование технологий замкнутого цикла, которые позволяют вовлекать в работу отработанное ядерное топливо, могут отодвинуть развитие ториевой атомной энергетики еще дальше.