Новости

Эксперт объяснил, зачем на нефтяном месторождении нужен 3D-принтер

Аддитивные технологии в нефтепромышленности помогут выполнять две важные задачи: максимально сокращать время на ремонт оборудования и оперативно внедрять на промысле опытные образцы новых элементов. Таким мнением с «Энергией+» поделился директор Института физики Земли имени Шмидта РАН, профессор Сергей Тихоцкий, комментируя новость о применении промышленного 3D-принтера на нефтепромысле в Заполярье.

Как отмечает эксперт, аддитивные технологии остаются слишком сложными и дорогими для массового производства деталей. При этом наиболее перспективно использовать их точечно — при срочных ремонте или замене оборудования.

Добыча нефти, особенно из плотных и твердых горных пород, — сложный технологический процесс, в котором для поддержания притока требуется поддерживать баланс давления. Все работает в определенных режимах: тут откачиваете, там нагнетаете. Если в какой-то момент происходит срыв режима, выйти на него снова будет сложно и дорого, а в ряде случаев невозможно. То есть если нет возможности оперативно справиться с поломкой, часть запасов углеводородов можно потерять навсегда. 3D-принтеры предотвращают это: вместо того чтобы изготавливать деталь на заводе, а потом везти на месторождение, можно быстро напечатать ее на месте.

Сергей Тихоцкий

Директор Института физики Земли имени Шмидта РАН

По словам Сергея Тихоцкого, с помощью аддитивных технологий можно изготавливать опытные образцы новых узлов и деталей — малыми партиями или вообще в единственном экземпляре — и проверять их работу в реальных, а не модельных условиях.